Зачем человеку творчество. Часть 1

Наш блог

Зачем человеку творчество. Часть 1

cf067f5b524fb18ebd1a27319ab2c6db.jpg

Человек, по-видимому, создан, чтобы мыслить:
в этом все его достоинство, вся его заслуга; вся его
обязанность в том, чтобы мыслить как должно...
Блез Паскаль


Живой лишь тот, кто творит. Остальные —
это тени, блуждающие по земле.
Р. Роллан


Оглянемся всего на несколько десятилетий назад, и мы с удивлением обнаружим, что у наших прадедов не было ни самолетов, ни вертолетов, ни спутников, ни гидростанций. Отсутствовали радио, телевизор, телефон, магнитофон, нейлон, капрон и многие тысячи других вещей, которые окружают нас сегодня и без которых мы уже не мыслим нашу жизнь. Этот мир создали мы сами, благодаря величайшей способности – творить. «Может быть, что вся-то цель на земле, к которой человечество стремится, только и заключается в одной беспрерывности процесса достижения, иначе сказать, в самой жизни...» — так писал более 100 лет назад Ф. Достоевский. Да, наша жизнь — это беспрерывный поиск.

Человек, кажется, только тем и занят, что постоянно что-то меняет, переделывает, совершенствует. Зачем это ему надо? Какая сила заставляет его отказываться от старого, привычного и проверенного? Разве нельзя, отладив что-то один раз, успокоиться на этом и жить без суеты, размеренно отсчитывая положенное нам время? Нет! И еще раз- нет.. Природа не допускает подобного образа жизни. Почему?

Главное свойство живых организмов – способность к поиску

Психологи поставили любопытный опыт. Лабораторных крыс поместили в большой вольер. Там всего было у них вдоволь, и потребность в поиске исключалась полностью. Однако через некоторое время обитатели вольера стали проявлять беспокойство. Наиболее активные из них стали с интересом изучать узкий темный коридорчик, примыкающий к вольеру. Этот коридорчик вел в пустую комнату с металлическим полом, находящимся под напряжением. Крысы протискивались в коридорчик, шерсть у них дыбилась, в панике убегали они от шума, но снова шли. Что их гнало в эту комнату? Поисковая активность!

Интересно, что долгожителями в этой «райской» колонии оказались самые любопытные, которые на свой страх и риск неоднократно лезли в страшный темный коридор. Те же особи, которые довольствовались имеющимся в избытке и не выходили из вольера, вскоре теряли всякую активность, жирели и сдыхали.

Поисковая активность человека гораздо многогранней и содержательней, чем у представителей животного мира, при этом, развиваясь, она преобразовывается из поисковой в творческую активность. С биологической точки зрения совершенно не важно, в какой области человек проявляет свою творческую активность — в музыке, в науке, в литературе, в технике, в общественной деятельности, в ведении домашнего хозяйства и так далее. Важно, чтобы эта активность вообще присутствовала и была развита до оптимального уровня. Творчество — это не роскошь для избранных, а общая биологическая потребность, часто неосознаваемая нами.

А что будет, если человек не умеет, не может или, что крайне редко, не желает находить элементы творчества в своей жизни, в своем труде? Такие люди приходят к мысли о засилии зла в жизни и тщетности суеты человеческой. Исчезает радость жизни, исчезает ее смысл. Так природа наказывает тех, кто не по назначению использует свой разум. Вероятно, поэтому почти во всех религиях мира существует выражение: «Мы сами делаем мир нашей мыслью. Мы - то, что мы думаем».

Итак, творчество человека есть результат развития инстинкта поисковой активности, которая на генетическом уровне заложена природой в любом живом организме.


Продолжение статьи следует.
Часть 1.  Часть 2.  Часть 3.  Часть 4.  Часть 5.

Нравится