Зачем человеку творчество. Часть 2. Творчество и жизнеспособность человека

Наш блог

Зачем человеку творчество. Часть 2. Творчество и жизнеспособность человека

bb80104b155551a9f92acce9d34702d2.jpg


Предположим, что с каждым годом или даже с каждым днем мы будем уменьшать объем своих поисковых (творческих) притязаний к окружающей среде. Формула проста: «Я человек маленький, мне много не надо, чем меньше, тем лучше». Графически это можно изобразить в виде ряда окружностей, радиусы которых символизируют уменьшающуюся творческую активность, а поверхность кругов — уменьшающееся соприкосновение с окружающей средой с ее вопросами и проблемами, которые необходимо решать. 

71afbb23dcd99ad44dafee14404bec94.png

Если с течением времени мы будем уменьшать радиус познавательного творчества, то будет уменьшаться и длина окружности, соприкасающаяся с неизвестным, а значит, уменьшается и количество задач, которые нужно решать. Каждое поколение будет все меньше и меньше решать вопросов, которые поставляет ему окружающая среда. Жизнь упрощается и постепенно приближается к образу жизни примитивных животных. Продолжая уменьшать радиус своих притязаний, мы превратимся уже в одноклеточное существо, например, амебу, А если и эта амеба будет продолжать следовать этому же принципу, то упрощаясь, она неизбежно станет уже неживой молекулой. Возникает идеальное состояние - нет никаких вопросов, нет никаких проблем, ничего решать не надо. Красота! Но если ничего решать не надо, то нет и жизни...

Именно поэтому живая природа не допускает подобный вариант существования. Любая живая популяция, даже самая примитивная, развиваясь, изменяется и постоянно занимается решением, каких-то своих важных проблем. Без этого она просто не сможет жить, что подтверждают многочисленные научные исследования, в которых изучается жизнь примитивных организмов. Даже у обычной бактерии необычайно сложная и удивительно разнообразная жизнь. Это одноклеточное существо решает десятки сложнейших проблем, чтобы остаться живой и размножаться. Таким образом, живая природа даже на самых низших своих ступенях проявляет элементы творения.

Теперь рассмотрим следующий вариант. Допустим, что радиус наших творческих притязаний к внешнему миру не растет и не убывает. Все остается как есть. Мы ничего не меняем. Живем так, как жили наши предки десять, сто, тысячу и десятки тысяч лет назад. Формула такова: «Наши деды и прадеды так жили, проживем и мы».

b8fdb022084cfa95e0d4330ec58caa49.png

Из поколения в поколение решаются одни и те же задачи, одними и теми же способами. Повторяющиеся раздражители вырабатывают вначале рефлекторные действия, затем эти действия становятся врожденными инстинктами, которые передаются из поколения в поколение. Записанный на генетическом уровне успешный опыт предыдущих поколений используется, когда возникает необходимость. Конечно, индивидуальное творчество как таковое здесь отсутствует, но задачи все же решаются. Хорошо это или плохо?

Хорошо, потому что не требуется новых энергетических затрат, достаточно прислушаться к своему инстинкту, к «внутреннему голосу», и все будет «о’кэй». Так живут почти все виды животных. Птицы вьют сложнейшие по конструкции гнезда, пауки создают сетчатые конструкции, ажурность и прочность которых восхищает ученый мир. Эти способности у них вырабатывались и закреплялись на генетическом уровне в течении многих поколений. Нас восхищают те безграничные возможности, которые природа дает живым организмам, формируя в них рефлексы и инстинкты.

Например, недавно было выявлено, что даже насекомые знают математику… Им свойственна такая сложная логическая операция, как счёт. Правда, счёт они ведут не на абстрактном уровне (словами или цифрами), а на образном. Птицы умеют «считать» до трёх, муравьи — до двенадцати, собаки — до двадцати, дельфины — до шестидесяти.

Казалось бы, что еще нужно? Накапливай инстинкты и живи в свое удовольствие! Так и поступает животный мир.

Однако при всей своей простоте инстинкты имеют свои серьёзные недостатки. Дело в том, что окружающий мир не является постоянным. Со временем меняется климат, исчезают одни реки и озера, появляются другие новые. Изменяются воздушная атмосфера, состав воды, растительность. Весь мир находится в движении. Если эти изменения происходят постепенно, то животные успевает внести в свой генетический аппарат нужные поправки и передать их следующим поколениям. А если окружающая среда изменяется резко, то новые рефлексы не успевают сформироваться и организм становится не способным выжить в новых условиях. Исчезновение некоторых видов животных, занесенных, в Красную книгу, объясняется именно этим - они не смогли приспособиться к новым условиям и вымерли. (Во многих случаях этому способствует и деятельность человека, например, перегораживание рек, распахивание целины, вырубка леса, высушивание болот и так далее. Будем надеяться, что человечество выйдет из детского возраста, когда познание сопровождается разрушением, осознает свое могущество и поймет, что творческие способности, которые дала ему природа, нужно использовать для развития самой природы, а не для ее разрушения. Настоящее поколение уже понемногу подходит к этой мысли).

Человек - более живучее существо, чем животное, потому что природа наградила его уникальным качеством – оперативно накапливать информацию и творчески использовать ее для достижения поставленной цели. Правда, у человека, как и у животных, тоже есть некоторые врожденные инстинкты, которые помогают ему выживать - чувство голода, сексуальные, защитные и так далее. Но у него совершенно нет инстинктов, как строить жилище, как находить дорогу, как добывать пищу, избегать опасности и многих других, которыми обладают животные. Родившийся человеческий ребенок - самоё беспомощное существо на свете. В его генетическом аппарате полностью отсутствует опыт жизни и деятельности предыдущих поколений, он ничего не помнит, не знает и не умеет. Поэтому он вынужден пользоваться только той информацией, которую дает ему окружающая среда и в настоящем времени. Это и есть самое великое достоинство и преимущество человека.

С первых дней своей жизни ребенок, используя свой мозг, активно впитывает информацию об окружающем мире, анализирует ее, сопоставляет и накапливает для последующего использования. Недавно физиологи обнаружили удивительный факт - человеческий мозг наиболее интенсивно работает в первые годы жизни, когда изучает незнакомый ему мир. В три-четыре года ребенок задает взрослым 300-400 и более вопросов в день. Этот огромный объем информации необходимо запомнить, понять, усвоить и систематизировать. Ребенок в высшей степени мыслитель! Далее, по мере взросления ребенка уже общество продолжает воспитывать и развивать его мышление, и опять же, в соответствии с теми требованиями, которые существуют в настоящий момент. Поэтому при решении какой - либо проблемы человек поступает не как животное, рефлекторно выполняя ранее записанные действия, а используя имеющиеся знания, делает поступки, которые в наибольшей степени соответствуют возникшей ситуации. И чем более творчески будут использованы имеющиеся знания, тем успешнее будут действия. Но и это еще не все. Необходимо выбирать такие действия, которые бы предугадывали и будущие изменения. А это уже творчество.

Как заметил Льюис Кэрролл в своей книге «Алиса в стране чудес», «для того, чтобы оставаться на месте, нужно все время бежать вперед». Этот все нарастающий «бег», именуемый сегодня научно-технической революцией, представляется единственным способом дальнейшего существования общества и повышения его жизнестойкости. Такой образ жизни выглядит следующим образом.

c86bd628f3a648b79d212f71be7b7321.png

Чем больше человек проявляет творческой активности, тем больше возникает вопросов, которые он вынужден решать. Этот третий вариант существования, вероятно, является наиболее оптимальным, потому что он обеспечивает не только жизнеспособность и развитие человеческой популяции в настоящем времени, но и дает гарантию выживания в будущих изменяющихся условиях.

Итак, Жизнь — это творчество! Мы созданы для него, и если не реализуем свое назначение, становимся лишними. Приобретаемые знания и их творческое использование является необходимым условием существования и развития человеческой популяции.


Продолжение статьи следует.
Часть 1.  Часть 2.  Часть 3.  Часть 4.  Часть 5.

Нравится